История успеха. Франческо Фреза. Piuarch

У Франческо Фреза есть все, чтобы быть гением. Великолепное происхождение – он родом из Рима, колыбели цивилизации и стиля. Окончил архитектурный факультет Римского университета и Берлинского технического университета. Его фамилия переводится как «режущее лезвие», что часто просто необходимо при общении со звездными заказчиками. И, как многих гениев, его повсюду сопровождает обожающий взгляд русской Музы. Для вдохновения…

Другими словами, Франческо Фреза с самого начала был обречен на успех. Ведь судьба наградила его не только всеми удачными сопутствующими обстоятельствами, но и талантом, в России говорят — от Бога. Его мастер-класс в рамках 15-й выставки Salone del Mobile.Milano Moscow, был самым многолюдным. Дизайнеры, байеры, журналисты из разных стран Штаб-квартира бренда Givenchy с уникальным глянцевым фасадом в Сеуле Прозрачное здание — штаб-квартира бренда Dolce&Gabbana в Милане, где «шторами» является освещение История успеха. Франческо Фреза. Piuarch У Франческо Фреза есть все, чтобы быть гением. Великолепное происхождение – он родом из Рима, колыбели цивилизации и стиля. Окончил архитектурный факультет Римского университета и Берлинского технического университета. Его фамилия переводится как «режущее лезвие», что часто просто необходимо при общении со звездными заказчиками. И, как многих гениев, его повсюду сопровождает обожающий взгляд русской Музы. Для вдохновения… Интервью: Ирина Герберг мира сидели даже на полу, чего в принципе не бывает на этой итальянской ярмарке стиля и роскоши. Все слетаются на его имя, как полосатые пчелы на мед. Рвут маэстро на части, просят о коротком интервью, задают вопросы, он терпеливо ждет. Никому не отказывает в селфи и, между тем, не терпит панибратства. Он и сам — звезда первой величины в мировой архитектуре, вполне Rich&Royal, как все его статусные клиенты. «Первый раз, в 2006, когда Dolce&Gabbana сделали запрос в наше бюро, я отправился в их бутик, чтобы понять философию марки… и мне там ничего не понравилось, — рассказал Франческо. — Это был fashion-fashion. При этом я ненавижу шопинг, мне достаточно чистой рубашки и джинсов. Я был растерян, но тем не менее что-то купил. Так началось наше знакомство, переросшее в многолетнюю дружбу. «Запутаться в лабиринте города, чтобы еще больше его понять», — так Фреза описывал свою концепцию еще несколько назад. Изменился ли он за эти годы? Конечно. Теперь мы видим взрослого мастера, который чувствителен к деталям и формулирует идею своих проектов чуть иначе: «Контекст позволяет вам видеть одно и то же здание с разных точек зрения. Это все равно, что рассматривать что-то в бинокль, а потом перевернуть его другой стороной и посмотреть еще раз». На визитке ныне известной на весь мир студии Piuarch, которую Фреза вручает при встрече, написано короткое Partner. Вначале их было четверо. Студия открылась в 1996 году и с тех пор завоевала множество архитектурных наград, а сам Франческо в 2013 году был удостоен звания лучшего архитектора Италии. Фреза работал над многими проектами в Италии и за рубежом, в том числе и в России. Один из последних — Gucci Hub, новая штаб-квартира Gucci. Сейчас в Piuarch уже более 30 человек, среди которых архитекторы и инженеры, приехавшие из разных частей мира, все те же четыре партнера и одиннадцать компаньонов. В их портфолио общественные здания, офисные комплексы, жилые дома, торговые центры и бутики, включая проекты городского планирования.

— Проект штаб-квартиры Dolce&Gabbana, по вашим словам, был задан в очень трудном месте, чтобы учесть «городскую связку»…

— Да, и наше желание состояло в том, чтобы снять ограничения, диктуемые генеральным планом, поскольку они закрывали визуальное поле и концентрировали внимание на площади. Наше здание пониженной этажности. Оно имеет ту же высоту, что и исторические здания квартала и соединяет замкнутую внутри себя площадь с пешеходным мостом, перекинутым через улицу Джойа в сторону площади Республики и парка. В этом весь Фреза. «Снять ограничения» — это точно про него. Маэстро их очевидно не выносит. Поэтому задаю каверзный вопрос.

— Есть ли у вас мечта, которая пока технологически не осуществима? Или вы реалист?

— Вы знаете, я обучился своему мастерству, работая на стройках. Поэтому каждый раз, когда я работаю над проектом, я одновременно представляю, что, как и из чего будет сделано. Основа любого проекта — понимание технологии изготовления. Это не мечта и не голая импровизация. Поэтому для меня генеральная тема — это вопрос качества, вы должны меня понять, название вашего журнала «Дорогое удовольствие». Чтобы получить это удовольствие, должно быть идеальное качество.

— Существует ли для вас понятие «безвкусица»? Некое табу в области дизайна?

— Я понимаю, о чем вы. В России мы часто с этим встречаемся, к сожалению. При этом есть огромное количество новых замечательных проектов, я уважаю многих российских коллег-дизайнеров. Но иногда бывает, как бы это объяснить, перебор со вкусом. По-русски, называется «богато». Хотя я сам использую сырье или материалы, в которые изначально заложено понятие чрезмерности, например, ценные сорта мрамора или иные редкие природные материалы. Единственное табу для меня — не быть современным. Я иногда объясняю своим российским коллегам: современный стиль — это не холодный, безжизненный стиль. Есть яркие краски, есть свет, это надо использовать. Для меня главное — делать оригинальную вещь, созвучную современности.

— Топ-3 основных качеств звездного дизайнера XXI века?

— Первое, для меня важен контекст, чтобы быть актуальным. Занимаясь творчеством, надо понимать: где ты находишься, для кого ты это делаешь, а также материал, из чего ты что-либо делаешь. Второе, все эти разговоры про глобализацию уже несколько позади, нужно возвращаться к традиционному видению архитектуры, которое формировалось задолго до этого «поветрия». И третье — постоянное внимание к деталям. Оно обязательно! Впрочем, не всегда качественная вещь — это дорогая вещь, но в большинстве случаев счастья по дисконту не бывает. Тем не менее, мы часто сталкиваемся с поверхностным подходом, в области дизайна эта проблема также есть, и цена таких «несложных» проектов на выходе оказывается неоправданно дорогой. Но я забыл основное: настоящий мастер должен почаще рисовать. Сам. Взять карандаш и лист бумаги и заниматься своим основным делом. Это главное. Надо постоянно находиться в поиске и постараться быть современным, при этом оставаясь собой. Не списывать, не подглядывать у других.

— Новый тренд — использовать переработанные материалы, интересно ли вам с ними работать?

— Да, это замечательно, потому что дает на выходе нестандартный эффект, неожиданные результаты. Если при этом мы помогаем экологии, это прекрасно вдвойне.

— Франческо, можно, пару личных вопросов? Как вы, например, проводите свободное время, если оно у вас есть?

— Я путешествую.

— Ваш идеальный день?

— Работать. У себя в студии. Это действительно радость.

— Какую музыку вы слушаете?

— Классика. Всегда классика, но иногда иду «против шерсти» — слушаю джаз, рок.

— Есть ли универсальный рецепт — как быть интересным широкой публике?

— Конечно. Я уже говорил: быть современным. Все остальное — детали…