Приехал из Италии

Одним из гостей фестиваля нового итальянского кино N.I.C.E., проходившего в «Победе», стал талантливый режиссер Фабио Молло: его фильм «Светлое будущее»  открывал «киномарафон». Мы поговорили с Фабио о жанровой природе его картины, судьбоносных путешествиях и творческой энергии.

Герои «Светлого будущего» Паоло и Миа — несколько потерянные молодые люди — встречаются в не самый простой период жизни. Он недавно расстался с любимым человеком, она ожидает ребенка от «неопределенного» отца и плохо представляет себя в роли матери семейства. Вместе они совершают эпическое путешествие через всю Италию, узнавая друг друга и самих себя.
— Фабио, в вашем фильме смешались комедия и драма. Как все-таки корректнее определить жанр: комедийная драма или драматическая комедия?
— В рамках итальянской традиции правильнее говорить о драматической комедии. Это комедия рождается из реальности двух людей. Если бы речь шла об американском фильме, его жанр, скорее всего, назвали бы «роуд-муви». Но в моем случае путешествие — это просто метафора любовной истории. В начале пути герои не знакомы, а в конце —испытывают друг к другу сильные чувства.
— А было ли в вашей жизни путешествие, которое можно назвать судьбоносным?
— Можно сказать, что моя жизнь стартовала с путешествия. Вообще, я из маленького городка на юге Италии, из очень бедной семьи. В 18 лет уехал учиться в Англию, где смог лучше понять самого себя и начал жить по-настоящему. С тех пор я не переставал путешествовать.
— Когда вы пишите сценарий, то уже представляете, как будете воплощать его на съемочной площадке?
— На этапе создания истории я стараюсь не думать, как именно буду ее снимать. Я пишу так, будто делаю это не для себя, а для другого человека. А вот потом, когда я «перевоплощаюсь» в режиссера, то сажусь читать сценарий так, словно вижу его впервые. В общем, я двуличная персона.
— Насколько вам знакомо явление творческого кризиса, и как вы с ним боритесь?
— Пожалуй, у меня его ни разу не было. До сих пор я чувствовал себя в непрерывном творческом потоке. Мой мозг постоянно занят работой и постоянно в контакте с моей креативной частью.
— Где вы черпаете энергию для «непрерывного творческого потока» — внутри себя или вовне?
— Я нахожу стимул в том, что меня окружает — беру идеи, которые показывает мне мир. Реальность проходит через фильтры моего восприятия — так рождается вдохновение.
— Когда фильм готов, можете ли вы самому себе уверенно сказать, удался он или нет? Есть ли это внутреннее ощущение, или режиссеру всегда необходима оценка со стороны, чтобы подкрепить свое мнение?
— Если публика не принимает кино, то твое личное удовлетворение от фильма мало чего стоит. Когда я рассказываю историю, мне важна реакция людей. Чтобы с уверенностью сказать «Фильм получился!», нужен отклик со стороны аудитории.
— В таком случае что важнее — отклик от зрителей или от сообщества критиков?
— Я все же выберу зрителей. По крайней мере, если рассуждать о фильме «Светлое будущее», который можно отнести к зрительскому кино.
— Какими по своей ментальности показались вам люди в России? Какие общие черты вы находите у итальянцев и у русских?
— То, что меня впечатляет в русских, — жизненная сила, пассионарность, даже некоторая агрессивность. А еще склонность к гедонистическому образу жизни, поглощению самых
разных удовольствий. Эти особенности нас роднят. Кроме того, и русские, и итальянцы сейчас пытаются выйти из глобального кризиса. И у тех, и у других есть огромное желание
освободиться от прошлого и найти новый путь.

Текст: Екатерина Филиппова. Фото: Александр Брежнев.