Величайший шоумен

Австралиец Хью Джекман не просто прижился в Голливуде — он стал воплощением всего, за что мы любим «фабрику грез». Красавец-мужчина с безупречной репутацией, актер, танцор, певец, продюсер, ведущий, человек-фейерверк, тут же превращающий все вокруг в праздник… В общем, величайший шоумен. Кстати, именно так называется его новый фильм.

В свою картину-мюзикл режиссер Майкл Грэйси привлек именитый состав: Мишель Уильямс, Зака Эфрона, Зендейю, Ребекку Фергюсон. Все песни написали Бендж Пасек и Джастин Пол, получившие «Оскар» за свою работу над «Ла-Ла-Лендом». Но главная звезда в этом феерическом представлении с музыкой, танцами и цирковыми номерами — Хью Джекман
в роли шоумена XIX века Финеаса Тейлора Барнума. Удивительно, что до сих пор Голливуд ни разу не обращался к биографии легендарного антрепренера — материалу настолько благодарному и колоритному, что по нему можно снять целый сериал. Выходец из бедной семьи, он перепробовал множество профессий: организовывал лотереи, владел газетой, демонстрировал всей Америке «няню президента Вашингтона», которой, по его словам, было больше 160 лет. Cамое знаменитое предприятие Финеаса — «Американский музей Барнума» на Бродвее: его экспонатами стали не только технические новинки или чучела экзотических животных, но и люди — сиамские близнецы, русалки, женщины с бородой, великаны и лилипут Генерал мальчик-с-пальчик. По мнению продюсеров фильма, «Величайший шоумен» вряд ли бы состоялся без Джекмана, у которого много общего с его персонажем. В карьере великолепного австралийца было множество взлетов и падений, его работы с треском проваливались и завоевывали награды. Он отметился, кажется, в каждом киножанре — от комиксов и мультфильмов до авторских драм. А еще, по словам режиссера Майкла Грэйси, он, как и реальный Финеас Барнум, завораживающе действует на публику и своих партнеров, воодушевляет и вдохновляет, выкладываясь на 150 процентов в каждом дубле.
— Мы не стремились снять точную биографию моего героя, — рассказывает Хью Джекман. — Но, как мне кажется, фильм получился ровно таким, каким его хотел бы видеть сам Финеас Тейлор Барнум. Он, как никто, знал, что для хорошей истории нужны конфликт и саспенс и что порой правда может всему этому помешать. Но при этом многое из того, что вы увидите на экране, случилось на самом деле. Барнум был нарушителем спокойствия и новатором. В каком-то смысле он и придумал современный шоу-бизнес. Представления устраивались и до него, но он сделал их массовыми, масштабными. Мой персонаж четко понимал потребности людей, инстинктивно чувствовал, что им нужно для счастья. Жизнь, по его мнению, состоит из веселья, воображения и упорного труда, и все в ней зависит только от нас самих. Этот парень знал, как создать шедевр из ничего, и я всегда восхищался этим качеством. Ему было неважно,что говорят другие, это бы его точно не остановило. А еще он измерял успех не в долларах, а в улыбках на лицах зрителей.
— При этом Барнум мог запросто пойти на обман ради дела.
— Совершенно верно. Он был одним из первых, кто начал устраивать лотереи. Например, однажды купил за доллар 500 обыкновенных зеленых бутылок, вымыл их и нацепил на каждую красный бантик. Затем он принялся продавать лотерейные билеты, никому не говоря, каким будет выигрыш. Как вы понимаете, в качестве призов он раздавал эти самые бутылки. «Для человека сам факт победы гораздо важнее награды», — говорил Барнум, которому на тот момент исполнилось всего 16.
— Вашей партнершей по съемкам стала Мишель Уильямс, сыгравшая Черети, жену Финеаса Барнума. Как вам работалось с ней?
— Мишель — одна из лучших актрис своего поколения. Она играла на Бродвее в мюзикле «Кабаре», и это было нечто! В кино ей чаще приходилось сниматься в суровых драмах, так
что она была рада сменить жанр и попробовать себя в истории более светлой, веселой, поднимающей настроение. Кстати, ее дочери столько же лет, сколько и моей, и ей вряд ли разрешат смотреть другие фильмы с участием мамы в ближайшие лет пять. А тут наши дочери несколько дней провели на съемках, и они были в совершенном восторге! Моя Ава даже сказала: «Папа, без обид, но это твой лучший фильм».
— Да уж, с современными подростками звездной болезни не заработаешь.
— Конечно. Наверное, больше всего я гордился собой в тот момент, когда дочь, прослушав музыку к фильму, удивленно сказала: «Да ты на самом деле хорошо поешь».
— В «Величайшем шоумене» в роли воздушной акробатки Анны снялась Зендейя, которая пользуется огромной популярностью у тинейджеров. Что скажете о ее работе?
— Она просто восхитительна: потрясающе играет, великолепно поет, ее любит камера, а еще у нее есть та самая звездная легкость. Говорю вам, Зендейя станет суперзвездой! Благодаря ей я сам стал чрезвычайно популярен у друзей моей дочери: все они хотели прийти на съемки, чтобы с ней познакомиться. А я к своему стыду до этого никогда о ней не слышал. «Ты что-нибудь слышала о Зендейе?» — спросил я у Авы. Она аж рот раскрыла от удивления. И теперь я понимаю, почему. Здорово, что у детей есть такой пример для подражания — на экране и вне его.
— Насколько гармонично современная музыка вписалась в антураж XIX века?
— Мы отталкивались от мысли, что Барнуму бы понравилось все новое и современное, так что музыка в духе «старой школы» — не наш вариант. Для съемок мне пришлось два или три года работать над голосом и даже сменить преподавателя (с прежним я занимался 10 лет), но таково было условие композиторов Джастина Пола и Бенджа Пасека — мне
был необходим опыт из мира поп-музыки. Я провел так много времени в студии!
— Говорят, в какой-то момент врачи запретили вам петь.
— Мне сделали небольшую операцию. Наблюдать за репетициями других было подобно пытке, настоящей пытке. Но я настолько люблю эту музыку, и вся история призывает нас бесстрашно преодолевать преграды… В общем, я поддался настроению фильма. Когда дело дошло до последней песни, я решил: «Спою только самое начало». Не успев все толком обдумать, я уже бежал на площадку, я пел и не мог остановиться. В итоге все швы разошлись, мой доктор, мягко сказать, не был счастлив от произошедшего. Но вот так заразительна эта музыка.
— Как вы думаете, повлиял ли успех «Ла-Ла-Ленда» на жанр мюзикла?
— Конечно. До этого момента мало кто в Голливуде верил, что столько людей захотят пойти в кино на музыкальный фильм. «Ла-Ла-Ленд» напомнил, что, если все сделано правильно, мюзикл может быть очень вдохновляющим. Когда зритель выходит из кинотеатра, он должен быть счастливее, чем в начале фильма, и «Величайший шоумен» совершенно точно сделает его жизнь чуть прекраснее.
— Но ваш фильм — это не только праздник и развлечение, в нем есть и достаточно глубокая идея о многообразии и уникальности. В цирке Барнума работали «странные» люди, «чудики», отвергнутые обществом только потому, что были другими. Эта мысль кажется сегодня как никогда актуальной.
— Полностью согласен. В то время люди вроде Человека-слона находились на задворках жизни, с ними обращались ужасно. А Барнум принял их — Женщину с бородой или Генерала
мальчика-с-пальчика — и сделал всемирно знаменитыми. Я знаю, каково это — чувствовать себя одиноким, непонятым, отвергнутым. Я с детства обожал танцевать, но ведь подобное занятие не может нравиться крутому парню. Мне пришлось отказаться от уроков танцев на целых восемь лет, просто чтобы соответствовать каким-то общепринятым нормам. Так что тема, поднятая в фильме, мне очень близка. Быть собой — единственный способ стать по-настоящему счастливым. В противном случае ты будешь носить маску ради счастья других. И я не устаю повторять своим детям: неважно, кто ты, неважно, насколько ты отличаешься от популярных супермоделей или футбольных суперзвезд. Все это не имеет значения. Полюби себя таким, каков ты есть.
Фильм «Величайший шоумен» в кинотеатрах
с 4 января.

Текст: Ирина Ковыляева.Фото: Ben Watts