Внутреннее солнце

Так сложно описать одним-двумя словами, кем является героиня этого интервью. Скажем просто: удивительная девушка Ольга Стволова — об искусстве, меняющем жизнь, и доброте, которой вокруг гораздо больше, чем можно представить.

Однажды я стала свидетелем такой сцены. Кажется, это было в кинотеатре «Победа». Какая-то девушка обратилась к Ольге: «Знаете, я так давно мечтаю с вами познакомиться и поговорить». Уверена, что этот случай не единичный: людей подкупает ее энтузиазм и открытость, к ней тянутся, с ней хотят общаться, дружить, придумывать проекты.

Если кому-то в нашем городе и подходит это немного канцелярское слово «активист», так это Ольге Стволовой. Она создала проект «Плюс один», в рамках которого рассказывает о доступности для людей с ограниченными возможностями тех или иных мест Новосибирска, организовала конкурс красоты «Мисс интеграция» и инклюзивный театр «Особый тип», выпускающий уже третий спектакль. Ее можно встретить в театрах, на кинопремьерах и выставках, она преподает в школе «Инклюзион», участвует в концертах, готовится к перформансу по Дэвиду Линчу, танцует и даже летает на параплане.

А ведь всего лишь несколько лет назад Ольга, как и многие люди с инвалидностью, вела замкнутый, почти затворнический образ жизни: как она сама сказала в одном интервью, «выходила на улицу только летом у бабушки в огороде». Так было, пока в ее жизни не случился театр…

Желание создать театральную студию у меня возникло, поскольку я всегда любила театр и понимала, что с его помощью можно транслировать смыслы и энергию, переворачивать мир других людей, как когда-то произошло со мной. Однажды я пришла в «Старый дом» на спектакль «Трилогия» Антонио Лателлы — и меня словно ударило током. Как в нашем городе может быть такой театр, такой режиссер, такие актеры?!

А ведь я попала на эту постановку совершенно случайно, будто вселенная взяла меня за руку и привела туда, чтобы я поверила, что чудеса возможны и я их достойна.

Главный герой этого спектакля Орест очень похож на меня. По натуре он был довольно трусливым парнем, но боги говорили ему: «Иди, совершай подвиги» — и он шел, а в конце даже стал героем. К моменту, как я попала в театр, у меня уже начала раскручиваться какая-то жизнь, появился проект «Плюс один», а внутри все равно был страх. Я же долгое время жила закрыто, сидела дома, видела только маму и папу, и для меня было большим событием просто сходить в торговый центр. И вдруг на все мои фантазии появился спрос, судьба будто говорила: «Ты всегда этого хотела — вот тебе шанс. Будешь отказываться или делать?». Как тому Оресту. Но у него-то в финале все было круто, значит, и у меня получится! Подумать только, если бы я пришла в другой театр, у меня бы не было всего того, что есть сейчас. Театр меня зажег, дал мне толчок, и сейчас большая часть моей жизни связана со «Старым домом»: там у меня друзья, там страсти кипят.

Сейчас я горю назначенной на 11 и 12 декабря премьерой нашей студии «Особый тип», спектаклем «Пир», который ставит режиссер Галина Пьянова (бывший главный режиссер театра «Старый дом», основатель театра «ArtиШок» (Казахстан) — прим. ред.). Я ни одному изданию о нем еще не рассказывала и очень боюсь раскрыть все секреты. Зрители оказываются в пространстве, где проходит вечеринка, и только по ходу пьесы понимают, куда они попали и кем на самом деле являются персонажи (древнегреческими богами — спойлер от редакции). Мы затрагиваем древнюю тему, берем серьезный материал, на котором держится практически вся мировая литература. Под этот спектакль мы получили грант Министерства культуры Российской федерации, так что сроки, отведенные на постановку, очень сжатые, стараемся успеть в срок.

Людей с ограниченными возможностями все жалеют, и они привыкают так жить. Мы же берем в студию «Особый тип» актеров с инвалидностью (у нас есть ребята с ДЦП, особенностями зрения, слуха, передвигающиеся в креслах) и без и от всех требуем результат. Сейчас это особенно ярко видно, потому что у нас мало времени, а спектакль должен получиться даже более высокого уровня, чем предыдущие постановки. Если участники не готовы работать, чем-то жертвовать ради репетиций, тут их никто не держит. Это дисциплинирует, заставляет меняться, хотеть большего.

Театр несет в себе мощное терапевтическое начало. Он учит уважать партнеров, прислушиваться к своему телу, раздвигает границы возможного. Например, у нас занимается мальчик с ДЦП, который благодаря мастер-классам по вокалу и сценической речи стал гораздо лучше разговаривать. Но это побочный эффект. Главная цель — заниматься театром, создавать спектакли, которые будут интересны обычным зрителям, и параллельно социализироваться, знакомиться с людьми, становиться сильнее, увереннее.

Впервые конкурс красоты «Мисс интеграция» мы с Аней Мурашкиной провели в рамках музыкального фестиваля «Море внутри»: нашли спонсоров, визажистов, фотографов, ведущего, придумали конкурсы — получилось прикольно. А потом увидели, как у девушек загорелись глаза, как после мероприятия кто-то пошел работать, кто-то сдал на права… В этом году конкурс состоялся уже в 4 раз. Были участницы из других городов России, Украины, Казахстана. Все они жили в Бердске в реабилитационном центре, где могли подлечиться, летали на парапланах, победительница отправится в оздоровительный центр в Грецию. Представляете, как круто! У нас была девочка, которая получила травму, никуда не выходила из дома, а после «Мисс интеграция» начала участвовать и в других конкурсах. Другая занялась танцами. Попадая к нам, люди понимают, что так, как они жили до этого, больше нельзя — нужно идти вперед. Это очень вдохновляет.

Когда я готовилась к конкурсу, на этой адреналиновой волне тоже решила полетать на параплане. С инструктором мы даже сделали этот полет открытым — всем показали, что ничего не боимся. А теперь я хочу заняться дайвингом.

Но сейчас все мои мысли и желания связаны с театром — делать спектакли, возить их на фестивали, например, в Европу. Не так давно я участвовала в проекте Игоря Тюваева и ансамбля «Маркелловы голоса» «Для сильных ухом». Он меня взял как актрису — за «глубокое лицо»: я читала расстрельные списки и стихи Бродского. И я мечтаю, чтобы этот опыт продолжился — чтобы режиссеры из других театров и коллективов брали наших ребят как настоящих артистов, как ярких личностей в свои постановки.

Меня делают счастливой друзья. Сложно представить, но большую часть жизни у меня их не было, и я так ценю, что сейчас могу с ними просто гулять, разговаривать. На одной коуч-сессии нас попросили рассказать о своих достижениях. Я честно написала: теперь у меня есть друзья. Я не могу это объяснить. Все мои проекты — это что-то естественное, то, для чего я была рождена. Я им радуюсь, горжусь ими, но мое чудо, мое счастье — близкие люди, которым со мной интересно.

В своей затворнической жизни я научилась быть счастливой. Если плохая погода, включай внутреннее солнце и сияй себе и всем вокруг. Не происходит никаких событий, сама их придумай — из зарядки, из того, как ты пьешь кофе или завариваешь чай. А я его завариваю в одной чашке, а потом переливаю в другую — и наслаждаюсь этим звуком. Счастье — это умение видеть праздник в обычной жизни.

У меня есть герои. Например, в 10 лет таковым для меня стал Фредди Меркьюри: он научил меня уважать людей такими, какие они есть, и не приходить к каждому со своим уставом.

Меня вдохновляют продюсер Ника Пархомовская и режиссер Борис Павлович (поставил спектакль «Пианисты» в «Глобусе» — прим. ред.), который если видит, что человек занимается инклюзивным проектом, пытается его всячески поддержать. Восхищает режиссер Галина Пьянова своим умением легко и просто делать спектакли, а наш продюсер Юлия Чурилова — своим спокойствием. Журналистка телеканала «Дождь» Евгения Воскобойникова, которая передвигается в кресле и при этом носит платья и юбки. Актеры из Питера, куда я летала в летнюю инклюзивную резиденцию Бориса Павловича: с каким азартом они занимаются с ребятами с аутизмом! Стилисты и фотографы, помогающие нам совершенно бесплатно. Благодаря им я понимаю, что мы делаем что-то по-настоящему интересное, и им просто важно быть внутри этой истории.

Иногда я спорю с таксистами. Они утверждают, что все вокруг злые, я же этого не замечаю. Когда я прихожу куда-то, то приношу с собой свой мир и не осознаю, что людям вокруг может быть скучно, неинтересно. Начинаю его раскручивать, и на тех, кто попадает в эту воронку, концентрирую свое внимание, если же кто-то не попадает — и ладно.

Описать себя в трех словах? Я искренняя, смелая и влюбленная.

Текст: Ирина Ковыляева.

Фото: Александр Брежнев.

Muah: Денис Горбунов.